После ремонта станка, восстановления всех узлов, деталей и механизмов производится сборка станка. Для обеспечения нормальную работу всех механизмов станка, важно собрать его с точным взаимным положением его узлов.
Поэтому пригонка и посадка деталей должна быть выполнена тщательно, без повреждения их поверхности. При этом не допускается сборка неочищенных и непромытых деталей.
Технологическим процессом сборки называется перечень операций, связанных с соединением готовых деталей в комплекты, подузлы и узлы в станок в соответствии с установленными техническими условиями и нормами точности.
Сборку станка производят в порядке, обратном разборке. Детали, снятые при разборке последними, устанавливают при сборке первыми.
В процессе ремонта к моменту сборки отдельные детали станка могут быть не полностью изготовлены или отремонтированы (в отличие от сборки нового станка). Сборка часто сопровождается ремонтом и пригонкой отдельных деталей и узлов станка. Поэтому время сборки станка неотделимо во времени от ремонта станка в целом. Это усложняет ведение ремонта и поэтому он должен быть правильно орrанизован и должен проводиться по графику, составленному заранее.
Сборке узла, механизма, машины в целом предшествует их комплектация. По технологической карте сборки и дефектной ведомости в комплектовочном отделении подбирают все детали (узлы), составляющие данную сборочную единицу, из числа годных, отремонтированных или новых. Комплектование начинается с базовых и корпусных деталей, по которым подбирают остальные детали по размеру и другим показателям (например, по массе). При необходимости выполняется пригонка сопряженных деталей.
По методу обеспечения необходимой точности сопряжения деталей различают следующие методы сборки:
С полной взаимозаменяемостью. Сборка осуществляется без пригонки, регулировки, подбора деталей и применяется в массовом и серийном производстве. В единичном производстве метод используется при постановке стандартных деталей (крепежа, подшипников качения и др.).
С неполной взаимозаменяемостью Требуемая точность достигается у абсолютного большинства собираемых объектов и лишь для незначительного их числа требуется повторная сборка с предварительным подбором деталей. Метод применяется в серийном производстве.
С групповой взаимозаменяемостью. Детали соединяют после непосредственного подбора или сортировки в размерные группы. Метод позволяет получить высокую точность изделия при расширенных допусках на размеры деталей.
С регулированием. Требуемая точность соединения при достаточно широких технологических допусках на размеры деталей достигается за счет дополнительного неподвижного или подвижного компенсатора: шайб, колец, прокладок, регулировочных винтов, клиньев и других элементов. Подвижные компенсаторы позволяют поддерживать точность соединения в процессе эксплуатации.
С пригонкой. Точность сопряжения получается за счет индивидуальной пригонки одной из сопрягаемых деталей к другой. Метод используется в единичном и мелкосерийном производстве. Пригонку выполняют припиливанием и зачисткой, шабрением, притиркой, полированием и гибкой, а также совместной обработкой сопряженных поверхностей (растачиванием или развертыванием отверстий после сборки с целью обеспечения их соосности),
Припиливание (опиловка) служит для исправления неточностей формы, размеров и относительного расположения поверхностей деталей. Для этого используют напильники, шлифовальные шкурки и круги. Точность обработки драчевыми напильниками 0,1— 0,25 мм, личными — 0,025—0,05 мм, бархатными — 0,005—0,02 мм.
Пришабривание применяют для доводки поверхности после ме-.ханической обработки и опиловки при подгонке плоскостей разъема деталей, направляющих, вкладышей подшипников, втулок и т. д. Качество шабрения определяется проверкой «на краску» по числу точек и относительной площади соприкосновения сопрягающихся поверхностей в квадрате 25x25 мм. Для плотных соединений — не менее трех точек, для герметичных — не менее пяти, для вкладышей подшипников — не менее 75—80 % их поверхности.
Притирка обеспечивает весьма плотное прилегание двух поверхностей, притираемых друг к другу, или каждой из них к третьей, образцовой (например, притирка по плите). Притирочные материалы: пасты ГОИ, наждак, толченое стекло, оксиды алюминия, хрома, железа, смешанные с минеральным маслом, керосином, скипидаром.
Полирование применяют для получения малой шероховатости поверхности, что снижает способность к заеданию сопряженных поверхностей, повышает их стойкость к коррозии и сопротивление усталости детали. Полирование производят вращающимися кругами из фетра, войлока, сукна, покрытыми смесью парафина, вазелина, керосина с венской известью, оксидами хрома, железа, алюминия.
Гибку применяют для правки и подгонки деталей и трубопроводов, которые гнут по шаблонам и по месту.
При выполнении сборочных работ большой объем занимает сборка резьбовых, штифтовых, шпоночных, шлицевых и других соединений. Сборку соединений с натягом осуществляют с помощью винтовых, пневматических, гидравлических и других прессов. Для облегчения запрессовки охватывающие детали небольших и средних размеров подвергают общему нагреву в масляных или водяных ваннах токами высокой частоты либо газовым пламенем. Крупногабаритные детали подвергают местному нагреву. Охватываемые детали могут охлаждаться в твердой углекислоте (температура - 78°С), в среде жидкого воздуха (—193°С), в жидком азоте (—195,8°С).
При сборке узлов и механизмов машины осуществляется контроль положения деталей и узлов с соблюдением необходимых технических условий. Контроль при этом ведут соответствующими методами и средствами.
После сборки и отладки отдельных сборочных единиц и механизмов приступают к общей сборке машины. Вначале устанавливает базовую деталь (станину) и выверяют ее положение. Затем к ней крепят последовательно отдельные узлы и детали, выверяя расположение их относительно станины и между собой и соблюдая указанные в паспорте на машину допускаемые отклонения расположения. Кроме того, в процессе сборки выполняют отдельные регулировочные работы по направляющим, опорам, добиваясь плавного перемещения всех подвижных частей машины.
По окончании сборки, станок проверяется на точность, наличию зазоров, согласно его технического паспорта. Приемка станка на соответствие исключает возможный брак процесса ремонта. Особенно строго проверяется состояние электрооборудования . Согласно требованию, станок должен быть полностью отвечать нормам электробезопасности.
После сборки проводится испытание станка для определения годности его для дальнейшей эксплуатации.